Наша история

Очень   богата  история  развития здравоохранения  Селенгинского  района.

В департаменте Министерства Внутренних  дел (в подчинении которого находились в  то время лечебные учреждения) за 1897 год указывалось, что в  Забайкалье имеются 3 больницы на 130 коек (в Верхнеудинске, Троицкосавске,  Нерчинске),  приемный покой на 3 койки в Селенгинске, которое в то время было большим селом уездного значения, расположенное на торговом  пути.

В 1934 году было построено деревянное  здание Селенгинской головной больницы, в то время  уже существовал отдел здравоохранения Селенгинского аймака – заведующим был Божедомов Николай Гаврилович. Кроме  Селенгинской  больницы в составе  отдела были Жаргалантуйская больница, 7 медпунктов,  в  т.ч. венпункт.

В 1938 году  открыты  ФАПы  в  селе Сутой,  (заведующий  фельдшер Шаповалов П.К.), в  с.Поворот – заведующий фельдшер Харченко Н.И., родильный  дом в Селенгинске – акушеркой работала Божедомова Т. И.

В 40 годах открываются:
- Жаргалантуйский  противотуберкулезный  санаторий.
- Загустайский  колхозный  родильный  дом.
- Венерологический диспансер.
- Малярийная  станция.
- Расширяется  сеть ФАП – в  с. Нижний-Убукун, Енхор, Тамча, Ноехон.
- Открываются врачебные  амбулатории в Селендуме,  в с.Загустай.

В  п. Шахты в 1940 году открыта  детско-женская  консультация.

В 1942 году  на  базе лазарета лагеря « Гулаг»  при Шахте 2/5 была  открыта  ВА,  где работали  врачи  заключенные  Орлова  Т. М.  и кандидат  медицинских  наук,  врач-уролог Иванова Л. Н.,  которая совмещала  работу врача с работой  забойщицы  в   шахте.

История Гусиноозерской Центральной Районной  Больницы начинается с 1947 года,  когда в связи с ликвидацией лагеря «Гулаг», лагерный  лазарет был перепрофилирован в Шахтинскую  поселковую  больницу и располагался в  барачном здании (здание не сохранилось),  здесь были размещены терапевтическое, хирургическое, родильное отделения,  лаборатории, процедурный кабинет. Первым главным врачом нашей больницы был Щуплев Валерий Михайлович, врачами работали Лисина Валентина Александровна, Харпухаева, акушерка  Черепанова Мария Константиновна, фельдшер Попова Ирина Даниловна. В этом же году был сдан в эксплуатацию главный корпус больничного городка, строительство которого вели японские военнопленные (в настоящее время, это здание бывшего хирургического корпуса). В главном корпусе, располагались все отделения больницы, кроме детского, которое  было  переведено в 1950 году, скорая помощь, лаборатории.

В 1949 году в эксплуатацию был сдан еще один корпус – родильный дом – ныне здесь располагается детское отделение -  где было 10 коек, врачом работала Щуплева Мария Ивановна, 20.11.1950 года сдано инфекционное отделение на 8 коек,  заведующая  Минаева Клавдия Ивановна.

В 1950 году функционирующие койки выглядели следующим образом:

- 14 терапевтических  коек
- 10 хирургических  коек
- 6 туберкулезных коек
- 18 детских неинфекционных   коек
- 4 детских инфекционных коек
- 8 гинекологических коек

В штате больницы работали 20 средних и 18 младших медицинских работников.

В 1951 году организованы педиатрические и терапевтические участки, в марте 1951 года открыт кожно-венерологический кабинет.

Таким образом,  в 1951 году больница состояла из 4-х корпусов – главного корпуса,  где размещались терапевтическое, детское, хирургическое,  нервное и гинекологическое отделения, физиокабинет, рентген кабинет, инфекционного корпуса, родильного дома  и поликлиники, где были кабинеты хирурга, терапевта, педиатра, подросткового врача, гинеколога, стоматолога, кабинет тканевой терапии  и грязелечения, физиокабинет.

В 1953 году при  Гусиноозерской   МЧС   было  создано  отделение  переливания  крови  под  руководством  Щуклевой Валентины  Михайловны, позже  его возглавляла  Самсонова Галина Кирилловна. С  1976  года  отделением руководила  Яковенко  Тамара Петровна, в настоящее  время  отделение  передано Республиканской станции переливания крови.

В 1966 году (гл. врач Аюшеев В.Д.) сдается в эксплуатацию терапевтический  корпус,  где размещается терапевтическое отделение на 30 коек, неврологическое на 12 коек и гинекологическое (сейчас в этом здании находится гинекологическое отделение). В 1972 году ( гл. врач Медведева Г.И.) было сдано деревянное  брусовое здание по ул. Новая, которое строилось под противотуберкулезный диспансер, но позже здесь дополнительно разместилась лаборатория, вен. кабинет, администрация больницы.

Дальнейшее развитие получила больница в 1982 году, в связи со сдачей в эксплуатацию 3-х этажного корпуса  сейчас мы называем его главным (гл. врач Максарова В.В.). Здесь были размещены: родильное отделение на 50 коек, терапевтическое на 60 коек,  неврология на 25 коек. В связи со сдачей этого корпуса  наконец-то было выведено из хирургического корпуса детское отделение и размещено в бывшем род. доме и расширено до 30 коек.

По ходу развития здравоохранения в районе были улучшены материальная база стоматологической поликлиники, детской и женской консультации.

В 1991 году был сдан, пристрой к поликлинике, что значительно улучшило материальную базу поликлиники. Введение в строй (в 1996 гл. врач Намдаков Б.Н.) административного корпуса позволило улучшить условия и выделить диагностическое отделение, переместить бухгалтерию больницы и расширить лабораторию.

Интересна история больницы и в плане ее переименования в связи с развитием города и района. В 1947 году она  была создана как Шахтинская поселковая больница. В 1947 году в связи с дальнейшим развитием шахт, в связи с приоритетным обслуживанием шахтеров она  была названа - Гусиноозерской медсанчастью и главный врач назывался начальником МЧС. В связи с дальнейшим развитием города и района  в 1954 – 1958 годах наша больница  называлась  Гусиноозерская  городская больница. В 1962 году в связи  с переводом районного центра  в г. Гусиноозерск (ранее располагался  в Новоселенгинске)  административное руководство здравоохранением района передается в Гусиноозерскую больницу, т.е. главный  врач больницы, стал главным врачом района, появился статус районных специалистов.

В 1965 году на основании приказа МЗ Бур. АССР Гусиноозерской городской больнице  присвоено наименование Гусиноозерская  Центральная  аймачная больница Селенгинского  аймака, 12.03.65 года проведена I медицинская конференция  района, 19.06.1966 года первое  празднование Дня медицинского работника.

Постепенно в связи с переименованием аймаков в районы наша больница называлось Гусиноозерская  Центральная Районная Больница.

1 августа 1955 года в  Селенгинском  аймаке была  открыта  СЭС,  первым  главным  врачом  была   Ездакова Т. К.

В 1959 году СЭС  была объединена с больницей, и главный  врач стал  заместитель  главного  врача  по  сан-эпид. работе.

Затем некоторое  время  заместитель главного  врача  по  сан-эпид  работе была  Вагаева Е. В.

В 1964 году СЭС и больница были вновь разделены.

В 1966 году главным  врачом СЭС была Сысоева – Красикова Г.Д.

В 1968 году главным  врачом  назначена была  Лисина Г.Г., которая  проработала в это  время сан-эпид. станция переехала в новое  типовое  здание и долгое время  была  одной из лучших СЭС республики.

Хотелось бы отметить главных врачей.

В 1962 - 1965 годах короткое время главными врачами работали Демина, Сыркина, Литвинцев.

В памяти наших ветеранов надолго запомнился, и с большим удовольствием и благодарностью вспоминают главного врача Аюшеева Владимира Бальчиновича, который работал с 1965-1968 годы, а до этого работал хирургом Новоселенгинской  больницы. Это был врач высокой квалификации, жизнерадостный человек и хороший организатор.

С августа 1968  до 1976 года главным врачом нашей больницы работала Медведева Глафира Иосифовна. В памяти  работников она осталась очень волевым, решительным, властным руководителем, хорошим организатором, прекрасным человеком.

С 1979 по 1986 годы главным  врачом  нашей  больницы работала Максарова Валентина Васильевна.

Особой  заслугой Валентины Васильевны является формирование коллектива, его обучение на  различных клинических базах. Работающие в настоящее время административный  аппарат, многие заведующие начали свою работу и сформировались  как врачи именно при Валентине Васильевне и  ее заместителях Баженовой Галине Павловне, Шолоховой Светлане Ивановне.

С 1989 – 1996 годы главным врачом нашей больницы работал Намдаков Баяржаб Намдакович, на период деятельности которого, приходится период реформирования здравоохранения, которое он успешно проводил. Особая его заслуга, в большой работе по оснащению больницы современной техникой:  УЗИ аппаратами, ФГДС,  лазерными аппаратами, а также расширение автопарка и  обучение кадров.

С 1996 - 2013 годы главным врачом нашей больницы работала Будаева Светлана Дымбрыловна, вся биография которой связана с родным районом, куда она вернулась в 1980 году после окончания Читинского медицинского института. До назначения главным врачом Светлана Дымбрыловна проработала 16 лет врачом акушер-гинекологом, имеет по специальности высшую квалификационную категорию.

Острый и рациональный ум, деловые качества, высокая требовательность, умение принять быстрое, грамотное решение позволили Светлане Дымбрыловне успешно руководить больницей – улучшается материально-техническая база, обновляется и совершенствуется медицинская техника и оборудование, внедряются современные методы  диагностики и лечения, планомерно идет переподготовка и обучение медицинских кадров, проведена реструктуризация сети здравоохранения района, успешно внедряются ресурсосберегающие технологии.

С 2013 по  2018 годы главным врачом Гусиноозерской ЦРБ работала Нихланова Виктория Владимировна. Активно внедряются информационные технологии в процесс оказания медицинской помощи. Полностью автоматизированы все рабочие места медицинских работников всех подразделений. В ЦРБ работает электронная регистратура, созданы электронные медицинские карты пациентов.

Гусинооозерская ЦРБ занимает первое место в Республике по темпам внедрения телемедицинских технологий. В 2014 году построен новый ФАП в с. Жаргаланта. Проведены капитальные ремонты зданий врачебных амбулаторий, фельдшерско- акушерских пунктов, детской поликлиники (2014г.), проведена реконструкция диагностического отделения (2015г.).  Работа всех структурных подразделений осуществляется в соответствии с Порядками и стандартами медицинской помощи. Для улучшения оказываемых услуг, коллектив начал работу в системе менеджмента качества.  Выстраивается новая модель обслуживания и маршрутизации пациентов Южного медицинского округа (Кяхтинский, Джидинский, Закаменский районы).

С декабря 2018 года Гусиноозерскую ЦРБ возглавляет Бальжинов Баир Георгиевич.  В 2020 г. построены 5 модульных  ФАПов (у.Усть-Урма, с.Ягодное, п. Бараты, у. Зуево-Сутой, с.Нижний Убукун) и 2 врачебных амбулаторий в г. Гусиноозерске (9 микрорайон, п.Первомайский),  в рамках реализации Национальных проектов поступает новое оборудование, транспортные средства, в том числе получены 3 передвижных мобильных комплекса: маммограф, флюорограф, ФАП.

Сегодня Гусиноозерская ЦРБ по прежнему остается лидером по внедрению современных технологий.